Публикации

«Beyond Our Ken» (Melody Maker, 1973)

Перевод статьи «Beyond Our Ken»* (Melody Maker, 3 марта 1973 года). Автор — Джефф Браун (Geoff Brown).

Примерно десять дней назад я общался с Кеном Хенсли, органистом Uriah Heep, в том числе и на спортивные темы. Во второй половине дня он играл в гольф с Клиффом Беннеттом (своим бывшим боссом по группе Toe Fat), а вечером смотрел бокс — матч, в котором бесподобный Мохаммед Али отделался от Джо Багнера, даже не успев вспотеть.

Мы также поговорили с Кеном о его музыке.

Он недавно записал сольный альбом, «Proud Words On A Dusty Shelf», и это помогло ему избавиться от той раздвоенности, которая свойственна музыканту, занимающемуся сольным творчеством и остающемуся в то же самое время неотъемлемой частью успешной группы.

— Мне лично альбом очень помог, потому что я понимал, что в противном случае мне придется уйти из группы, — рассказал Кен. — Я писал эти песни на основе очень искренних чувств, и мне потребовалось бы искать способ реализации для них. Я не мог отдать их все в группу, потому что группа — гораздо менее личный «посредник». Группа — это среда, которая может передать только небольшую часть того, что я сочиняю.

Тем не менее, часть материала подходит для обоих вариантов — сольного и группового. Например, песня «Rain».

— «Rain» — это почти сказка. Когда мы думали об альбоме «The Magician’s Birthday», то не стремились к тому, чтобы он был полностью концептуальным, но мы хотели провести через весь альбом определенную тему. В тот момент, когда мы все вместе слушали потенциальный материал и отбирали песни, я сыграл «Rain», и мне кажется, что я даже сказал, что хочу использовать эту песню на своем сольном альбоме. Но она всем очень понравилась, поэтому ее включили в «The Magician’s Birthday». И я также использовал ее на своем альбоме — к худу ли, к добру ли — потому что, во-первых, я так собирался сделать исходно, а во-вторых, я хотел посмотреть, что получится.

В настоящее время Кен сочиняет песни с потрясающей быстротой.

— У меня уже есть материал для двух альбомов. Это примерно 16 или 17 песен, которые я мог бы тебе сыграть прямо сейчас. Но я не знаю… иногда меня пугает то, насколько они личные. Меня одолевают смешанные чувства, когда я думаю о том, чтобы сыграть их другим людям. Дело в том, что как автор песен я интроверт, но пытаюсь представить свои композиции в экстравертном ключе, чтобы сделать их доступнее для большего числа слушателей.

Кен считает, что ему необходимо сочинять песни, чтобы выразить себя. Но он понимает при этом, что ему требуется выражать свои чувства так, чтобы другие могли сразу найти что-то общее с их собственной жизнью.

В итоге получается песня, собранная из двух компонентов. Начало — исследование своего внутреннего мира, но где-то в середине работы над песней автор переносит вину за ту ситуацию, которая сложилась, на кого-то другого.

— Все песни на каком-то этапе своего развития подвергаются таким изменениям. Переход от того, что было на самом деле, к презентации ситуации, и это необходимо, чтобы создать взаимосвязь с другими людьми.

И это, по мнению Кена, придает песне необходимый «коммерческий» налет.

Перенос обвинения в его песнях — это еще одна раздвоенность. Раздвоенность между фактами и фантазией.

— Начиная с альбома «Look At Yourself», я старался прекратить писать о реальности в той мере, в какой делал это раньше. Потому что я понял, что использовал ту среду, которую мне дали в распоряжение, в основном затем, чтобы озвучить мои собственные взгляды. И я посчитал, что это — злоупотребление. Я чувствовал, что начал понемногу терять связь с творческой стороной вещей. Я подумал, если я пишу о вещах, которые происходили в реальности, то я делаю не больше, чем делают другие — и даже не столь складно, как они. Поэтому я стал писать о волшебниках и демонах — и у меня было из-за этого много проблем.

Несколько месяцев назад Кен получил странные, ненормальные письма, посвященные сверхъестественным вещам. Деннис Уитли**, наверное, оценил бы эти письма по достоинству.

Кен Хенсли (Uriah Heep) сочиняет песни с потрясающей быстротой.

Как, по мнению Кена, поклонники Uriah Heep отреагируют на его альбом?

— Мне пришло несколько писем — откликов на мой альбом. Люди пишут, что они его послушали и надеются, что я скоро выпущу второй сольник, который будет более оптимистичным. Мой первый альбом заставил их взгрустнуть.

Это неумолимо приводит нас к Леонарду Коэну. Да, Кен его слушает, ему нравятся тексты песен Коэна. А еще ему интересны музыкальные конструкции Равеля. Когда Кену нужна простая комбинация музыки и текста, то он включает Нила Янга. Кстати, у Кена играл «After The Goldrush», когда я приехал в его новый дом в Лонгфорде.

Если принять во внимание, что запись альбома «Proud Words» заняла целый год, то можно сказать, что в хронологическом смысле материал уже устарел. А каковы новые песни?

— Новый материал (в том, что касается моего собственного альбома) является продолжением первого альбома, но он гораздо более тщательно проработан. Не в смысле аранжировки, а в смысле того, что мне было позволено заложить в свой первый альбом.

Тем временем работа Кена с Uriah Heep продолжается. Они только что завершили сведение двойного концертного альбома, который, как ожидается, выйдет в свет в следующем месяце. Он будет очень хорошо оформлен — к нему будет прилагаться буклет. И цена его будет доступной.

Группа только что отправилась в турне по США, которое продлится два с половиной месяца и будет состоять из двух этапов, с перерывом на турне в Японии. Также в график гастролей входит Австралия.

— Я знаю, что Uriah Heep может добиться гораздо большего. Благодаря тому, какие люди у нас в группе и каковы между нами отношения, я уверен, что мы можем добиться много большего. Но весь вопрос в том, не иссякнет ли источник. Можем ли мы продолжать развиваться на том, что другие имеют сказать в своих песнях, или мы должны полагаться на один главный источник? В этом случае группа должна принять мое лидерство. Потому что если они собираются зависеть от меня, то они должны делать то, что диктуют мои песни.

Кен продолжает:

— В группе мы достигли ритуального единения, взаимодополнения, и это нас и держит — до тех пор, пока поддерживается ритуал. Как только это закончится, то каждый будет сам за себя. Я думаю, что, записав свой сольный альбом, я создал прецедент — показал, что я буду делать в будущем. Вплоть до того момента, как я записал сольник, я чувствовал, что мое время очень ограничено. А теперь я хочу сделать следующий альбом, потому что мне это очень понравилось. Но в то же самое время работа над альбомом Uriah Heep мне нравится еще больше.

— Каждый музыкант — не важно, где он, кто он и в какой группе он играет — хотел бы считать себя главным координатором музыкального направления. Работая над своим сольным альбомом, я реализовал все, что мне хотелось. Мои собственные песни, интерпретированные мной самим. В этом случае вопрос лидерства не возникал. Через некоторое время работа стала групповой, и я надеюсь, что это послужит на пользу Uriah Heep, потому что именно там я зарабатываю деньги в настоящий момент, и я там счастлив.

— Рассмотрим гипотетический вопрос (к несчастью, весьма преувеличенный): «стоит ли мне стать сольным артистом, стоит ли мне уйти из Uriah Heep». В любом случае мне понадобится группа, с которой я буду работать. И в настоящий момент я не знаю никого во всем мире, кроме тех людей, с кем я работаю, которые бы идеально подошли для того, что я хочу сказать в музыке. Это загоняет меня в ловушку… я чувствую себя до определенной степени в западне, поскольку это подразумевает «ну, тогда ты являешься лидером Uriah Heep». Но я говорю совершенно категорично, что я не лидер.

— Это восхитительно перспективная ситуация — представлять то, что я хочу сказать через посредника, четырем людям и смотреть, как они это интерпретируют. Я учусь, глядя на них. Даже если за вечер они сыграют всего две ноты, которые приведут меня в восторг, то я все равно приобретаю знание, которое у меня накапливается.

Однако работа в группе имеет один минус. Кен не может заниматься раскруткой своего сольного альбома.

— У меня не было иного выбора, кроме как принять тот факт, что продвижение альбома будет происходить благодаря положительной оценке. Потому что у меня нет возможности заниматься продвижением лично. В любом случае, я не хочу в настоящий момент отделять себя от группы.

И действительно, раскрутка — вне компетенции нашего Кена.

© Geoff Brown, 1973
© Перевод Елены Степановой, 2012

* В заголовке («Beyond Our Ken») — игра слов: «вне компетенции», «за пределами познаний», «выше понимания» (от англ. ken — кругозор).

**Деннис Уитли (Dennis Wheatley) — английский писатель XX века, работавший в жанре оккультизма, мистицизма и приключений.

Author: Elena Stepanova

Этот материал также доступен на другом языке: Английский

Комментарии: 2 »

Leave a comment!

Add your comment below, or trackback from your own site. You can also
subscribe to these comments via RSS.
Be nice. Keep it clean. Stay on topic. No spam.

This is a Gravatar-enabled weblog. To get your own globally-recognized-avatar, please register at Gravatar.